Психологические особенности развития невроза у детей от 6 до 10 лет
Основные типы отклонений в области аффективно-волевой сферы 2. Проблемы психокоррекции страхов 4. Коррекция агрессивного поведения Проблемой аффективно-волевой сферы личности является развитие тревожности, страхи, проявление агрессии. Проблематика детского страха имеет давнюю историю в психологической науке. Представитель биогенетического направления С. Он утверждал, что ребенок переживает в процессе своего развития страхи, которые испытали животные, а затем люди на различных этапах анторопогенеза. Эти формы страха интерпретируются автором как инстинктивный страх, то есть не имеющий опоры в индивидуальном опыте. Понимая страх как неустранимую реакцию души, С. Как было отмечено, 3. Реальный страх вызван непосредственно ситуацией опасности.
Клиника неврозов страха у детей и подростков
Невроз страха Невроз страха, как форма невроза, впервые описана 3. Фрейдом в г. Однако и до настоящего времени в детской и общей психиатрии существуют противоречивые точки зрения на целесообразность выделения данного вида общего невроза. Большинство отечественных и зарубежных психиатров выделяют невроз страха как самостоятельную форму психического заболевания Г.
Ковалев, , ; К.
вался детский невроз страха. В этом случае без проявления стра- хов, но и на порождающие его обстоятельства. Н.С. Жуковская пишет о неврозе.
. , .

В данном случае авторы не создавали собственные целостные концепции детского страха, а в рамках своих задач вносили ряд существенных замечаний, связанных со спецификой детского страха. Жуковская пишет о неврозе страха как о группе реактивных психогенных состояний с ведущим синдромом страхов. Гурьева выделяет невроз страха, развившийся из острой аффективно-шоковой реакции и возникший постепенно, под влиянием травмирующей ситуации.
Особую форму невроза страха представляет подробно описанный в а также исследования, проведенные в нашей киинике (Н. С. Жуковская,
Основные направления в психотерапии неврозов. На современном этапе развития психотерапии наблюдается изменение ее направленности от нозоцентрической установка на болезнь к антропоцентрической установка на человека и далее к социоцентрической установка на связи личности с социальной средой ориентации Кабанов М.
Современная психотерапия - это комплексное лечебное воздействие на психику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде Рожнов В. Ведущее значение в отечественной психотерапии придается побуждению больного к активному, сознательному соучастию в борьбе защитных сил организма против патологических факторов, когда психотерапия выступает как целостная система взаимосвязанных и взаимодополняющих методов лечебного воздействия на личность больного, а через нее на болезнь Бехтерев В.
Патогенетическая психотерапия как психотерапия отношений Мясищев В. Эта перестройка направлена на формирование у больного правильного отражения действительности и правильного отношения к ней Мясищев В. Патогенетическая психотерапия состоит из трех этапов. На первом изучается история формирования личности. На втором выясняется сущность конфликта, и беседы с больным направляются таким образом, чтобы он сам установил ассоциативные связи между обстоятельствами патогенной ситуации и особенностями его болезненных отношений.
На третьем осуществляется реконструкция нарушенных отношений Зачепицкий Р.
Глава 3. Основные направления в психотерапии неврозов
Особенности проявления детских страхов В современном мире ребенок является самой чувствительной частью социума , которая подвержена разнообразным воздействиям окружающей среды. Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально- личностных проявлений у детей младшего школьного возраста , на которые указывают многочисленные авторы А.
Шалимов А И многие др. В исследованиях , посвященных психологии эмоций Л. Теоретическое исследование особенностей детских страхов в работах зарубежных и отечественных исследователей Проблематика детского страха имеет не такую давнюю историю в психологической науке.
дошкольников в контексте материнского отношения (на примере детей с .. Так, Н.С. Жуковская пишет о неврозе страха как о группе реактивных.
Неврозы у детей Конторльная работа Название: Неврозы у детей Конторльная работа Тип: Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний собственно неврозов они приобретают, как правило, лишь после 6 — 7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости.
Неврозы относятся к числу наиболее распространенных форм нервно-психических заболеваний. Данные отдельных выборочных эпидемиологических исследований показывают, что истинная распространенность невротических расстройств в детском возрасте превышает показатели диспансерного учета в раз Козловская Г. Согласно исследованиям тех же авторов, невротические расстройства у детей школьного возраста встречаются в ,5 раза чаще, чем у дошкольников.
При этом в обеих возрастных группах детей преобладают мальчики.
Неврозы у детей Конторльная работа
Психотерапия неврозов у детей и подростков включает диагностику взаимосвязанных невротических и личностных нарушений у всех членов семьи и соответствующую психотерапевтическую работу с больным ребенком и его непосредственным окружением. Поэтому в обзоре литературы мы остановимся вначале на основополагающих для отечественной психотерапии вопросах патогенеза неврозов в понимании В. Мясищева и его школы.
Отправной точкой патогенеза невроза является реакция личности на психотравмирующие обстоятельства жизни. В этой связи представляет интерес мнение И. Балинского, который еще в конце прошлого века писал, что у каждого человека есть свой круг идей и чувствований, в которых преимущественно легко вызываются душевные волнения [Балинский И.
Диссертация года на тему Особенности содержания страха у детей Жуковская Н С. Клиника"неврозов страха" у детей и подростков // Неврозы.
Неврозы страха Основными проявлениями неврозов страха являются страхи сверхценного содержания, то есть предметные страхи, связанные с содержанием психотравмирующей ситуации и обуславливающие особое сверхценно-боязливое отношение к объектам и явлениям, которые вызвали аффект страха. Характерно приступообразное возникновение страхов, особенно при засыпании. Приступы страха продолжаются мин.
Течение неврозов страха, согласно исследованиям Н. Жуковской , может быть кратковременным и затяжным от нескольких месяцев до лет. Невроз навязчивых состояний Отличается преобладанием в клинической картине ранообразных навязчивых явлений, то есть движений, действий, страхов, опасений, представлений и мыслей, возникающих неотступно вопреки желанию больного, который сознавая их необоснованный болезненный характер, безуспешно стремится их преодолеть.
Основными видами навязчивостей у детей являются навязчивые движения и действия обсессии и навязчивые страхи фобии. В зависимости от преобладания тех или других условно выделяют невроз навязчивых действий обессивный невроз и невроз навязчивых страхов фобический невроз.
Особенности проявления детских страхов
Сиргиенко Леся Валериевна, педагог-психолог Разделы: Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально-личностных проявлений у детей младшего школьного возраста, на которые указывают многочисленные авторы А. Шалимова и многие др. В исследованиях, посвященных психологии эмоций Л.
В связи с этим, человек способен на неадекватные поступки, вплоть до полного Наибольшая опасность ревности в том, что она ведет за собой появление параноидальных неврозов, которые Вызвано это ответной реакцией организма на перечисленные выше страхи. Автор: Валерия Жуковская.
Основные направления в психотерапии неврозов Обзор отечественной литературы На современном этапе развития психотерапии наблюдается изменение ее направленности от нозоцентрической установка на болезнь к антропоцентрической установка на человека и далее к социоцентрической установка на связи личности с социальной средой ориентации Кабанов М. Современная психотерапия — это комплексное лечебное воздействие на психику больного, а через нее на весь его организм с целью устранения болезненных симптомов и изменения отношения к себе, своему состоянию и окружающей среде Рожнов В.
Ведущее значение в отечественной психотерапии придается побуждению больного к активному, сознательному соучастию в борьбе защитных сил организма против патологических факторов, когда психотерапия выступает как целостная система взаимосвязанных и взаимодополняющих методов лечебного воздействия на личность больного, а через нее на болезнь Бехтерев В.
Патогенетическая психотерапия как психотерапия отношений Мясищев В. Эта перестройка направлена на формирование у больного правильного отражения действительности и правильного отношения к ней Мясищев В. Патогенетическая психотерапия состоит из трех этапов. На первом изучается история формирования личности. На втором выясняется сущность конфликта, и беседы с больным направляются таким образом, чтобы он сам установил ассоциативные связи между обстоятельствами патогенной ситуации и особенностями его болезненных отношений.
ЛЕКЦИЯ № _9
Неврозы у детей Неврозы — психогенные заболевания, в основе которых лежат нарушения высшей нервной деятельности, клинически проявляющиеся аффективными непсихотическими расстройствами страх, тревога, депрессия, колебания настроения и пр. Невротические расстройства наблюдаются в любом возрасте, однако форму клинически очерченных заболеваний собственно неврозов они приобретают, как правило, лишь после 6 — 7-летнего возраста. До того невротические расстройства проявляются обычно в виде отдельных симптомов, которые мало осознаются и переживаются личностью ввиду ее незрелости.
Неврозы относятся к числу наиболее распространенных форм нервно-психических заболеваний.
и учителем, а последствия этих расстройств, оставаясь на многие годы, . неврозов страха, согласно исследованиям. Н.С.Жуковской (), может.
Со временем при шизофрении навязчивые страхи становятся все более оторванными от реальности, аффективно бледными, обнаруживая в части случаев тенденцию к трансформации в бредовые идеи воздействия, ипохондрические. Наиболее распространенную группу страхов у детей и подростков составляют синдромы страхов сверхценного содержания. Первое упоминание о возможности возникновения у детей страха сверхценного содержания принадлежит .
, который относит к ним боязнь грозы, темноты, одиночества, привидений. На возможность появления у детей и подростков синдрома страха как сверхценного переживания указывала также К. Проведенный в нашей клинике психопатологический анализ так называемых невротических страхов у детей и подростков [Жуковская Н.
Ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пытается их преодолеть в отличие от навязчивых страхов.
Происхождение детских неврозов и психотерапия
Эффективным является проживание чувств и эмоций, переживаний, которые не были выражены и завершены в прошлом. Психолог создает доверительную атмосферу для установления контакта с ребенком, безопасные условия для экспериментирования, поддерживает процесс контактирования со средой, оказывает помощь ребенку в ассимиляции полученного опыта и предоставляет для этого достаточное количество времени и пространства.
В творчестве ребенок приобретает спонтанность, выражает в идеях, действиях, чувствах себя, используя все свои ресурсы:
Так, Н. С. Жуковская пишет о неврозе страха как о группе реактивных ( психогенных) состояний с ведущим синдромом страхов.
Вперед Обширный опыт накоплен в области гипносуггестивных методов психотерапии. Внушение наяву с педагогическими целями успешно использовали А. Токарский , В. Бехтерев , М. Шварцман , С. Кравков , А. Ковалев , И. Шварц , В. Токарский установил, что с помощью внушения может быть ослаблено влияние привычки, внесены новые стремления и возбуждена энергия уже существующих.